Категория: Religij

Как щедровать на Старый Новый год?

    Накануне Нового года (по старому стилю 13.01) в Украине отмечали Щедрый вечер. Этим завершался период “Святых вечеров”, который проходил с 6 до 12 января, когда не требовалось выполнять хозяйственную работу (кроме ухода за скотом). В течение этой недели люди устраивали праздничные застолья, ходили друг к другу в гости и обязательно щедровали


 

В день 13 января украинские
начинали готовиться к новому циклу рождественско-новогодних праздников. Хозяин
тщательно убирал все подворье, вычищал и хорошо кормил домашнюю живность,
а хозяйка готовила все необходимое для щедрых ужина: праздничные блюда и
чистую одежду для семьи. Люди считали, что в этот вечер с неба
Щедрый бог, осматривает все хозяйство и входит в дом. Там его
встречают духи предков и дух-Ладо, которые уже с Святого вечера
находятся в доме (в Рай-Дидух, сене и соломе). Увидеть Щедрого
бога может еще и домашняя живность, которая в это время обладает способностью рассказывать
Богу о том, как хозяин ее удерживает и кормит. Тогда как Сочельник был
благодарностью за прошлогодний урожай, то 13.01, устлана хлебом и сеном
пол, должна символизировать Щедрому богу богатые хлебные нивы и луга,
которые от него ожидать в Новом году. Щедрую ужин 13.01 готовили преимущественно из скоромных блюд: жаркое, жареное м ‘ Мясо, колбасы, блины с салом, пироги, вареники с сыром. В некоторых местностях Украины, как и на Сочельник, на стол ставили тоже 12 блюд, варили вторую щедрую кутью, заправленную смальцем. На стол ставили кныши и калачи и зажигали одну или три свечи. Обязательным было приготовление блинов. В ходе чего хозяйки приговаривали: “Чтобы все так росло в Новом году, как блины на дрожжах и, чтобы солнце хорошо грело поля, как огонь печет блины “. С наступлением сумерек, вся семья надевает чистое платье, застилает скатерти и полотенца, окуривают дом травой или Ладоном и, прочитав молитву, начинают Щедрую кутью. Хозяин садился за горкой с пирогов, чтобы его не было видно и приговаривал: “Чтобы и в дальнейшем вы меня так не видели” (т.е. из-за миски с большим количеством хлебного выпечки, что символизировало изобилие и щедрый урожай). Пирожки раздавали членам семьи, поднимали рюмки за здоровье близких и родных и желали Царства небесного умершим (так еще бродили здесь души усопших, которые становились охранниками нив и полей, чтобы способствовать урожая и приплода). тот же вечер хозяин, взяв топор, перевесла и кутью, обходил домашних животных, пасеку и сад, благословляя свое хозяйство (топором трижды ударял по деревьям и угрожал их срубить, если не будут плодоносить). Девушки, как и на Андрея (13 декабря), собирались в группы и проводили разнообразные гадания и гадания (считали внесены поленья или прутики в заборе, если четное число то на свадьбу, бросали через дом сапог, тушили в проруби раскаленную головешку дров и т.п.). Интересный обряд зафиксировали на Гуцульщине, где Новогодняя ночь считается праздником печи, круглогодично “работает”, а в ночь на 14.01 она идет к танцу и “отдается”. И чтобы печи было удобно ее начисто вымазывали, никто на нее не садится и не ложится, а также кладут зерна “на свадебный каравай” и для лошади, чтобы могла поехать в город. Опытные хозяева примечали погоду: морозно и снежно — на здоровье людей и скота, на урожай хлеба, а тепло и без снега — наоборот. Звездное небо — хорошо будут нестись куры, родят грибы и горох. Густой иней — хорошие зерновые и мед и т.п. В ночь под Новый год хозяин или хозяйка в его шапке идут в открытого водоема, трижды окунають хлеб и вступают в сосуд воды. Дома прикладывают к головы всех домочадцев хлеб “на здоровье и величие”, а в воду бросают серебряные монеты и утром ею умываются “на богатство”. Этот день (13.01) также называли Меланки или Маланки (по христианскому календарю Мелании — знатной римлянки V в., которая строила церкви, впоследствии стала монахиней и молитвами творила чудеса.) Этнологи утверждают, что Маланка — древнейшее украинский праздник, который имеет глубокие древние корни и восходит еще каменного века (неолита). Потому на западноукраинских землях Маланка сопровождалась интересным театрализованным действом. Ватаги молодежи делились на военных персонажей (”старжу”) и звероподобных (”диганию”). Соответствующие маски изготавливались дома и передавались в наследство. Возглавляли мистерию Маланки лидеры — “калфа”, а кульминацией была борьба “медведей” — сильнейших ребят каждого угла села. “Маланки” был, как правило, переодетый девушкой парень. Указанные персонажи, а среди них были еще и “звезда”, “коза”, “дед”, “цыган”, музыки, михоноша (все неженатые парни) творили т.н. “Живой вертеп” и обходили с щедривками каждый дом, желая хозяевам благополучия: “Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье”. Щедривки, на отличие от колядок были преимущественно светскими песнопениями: Щедрик, щедрик, щедривочка, Прилетела ласточка Стала себе щебетать, Хозяина вызвать: — Выйди, выйди, хозяин, Посмотри на овчарню. Там овечки покатились, и овечки родились. У тебя товар весь хороший, Будешь иметь мерку денег. Хоть не деньги, то половая … У тебя женщина чернобровая. общем, обряды Щедрого вечера посвящались солнцу, а Коляда которая продолжалась 12 дней (7 — 19.01) была целостной обрядовой системой и именовалась Праздником рождения солнца. Считалось, что на Щедрый вечер “Щедрый Бог” — Солнце восходит к украинской дома и чтобы способствовать этому — а значит благосостояния и щедрости, осуществлялась указанная мистерия праздника. Именно сезонность пор природы и аграрной деятельности людей проявлялась в ритуальном песни-пляски “козы”, которую водил “дед”. Символы “умирания” и “воскресения”, проявлялись в том, что “коза” падала, замирала, а потом оживала, танцевала вибрикувала. С новогодними вечером и ночью украинская издавна связывали немало чудесных сказаний и легенд. Считалось, что в звездную ночь месяц советуется со звездами и солнцем, а последнее распределяет между звездами души новорожденных детей. Особенно следовало быть осторожными вне дома, потому до третьих петухов духи воды, леса, горы и яровую устраивают гулянья и могут повредить неосторожным путникам. Ведьмы в эту пору летают на месяц, чтобы прогнать туда старый год, а потерчата могут преследовать своих бабок-пупоризок (поэтому последние имеют при себе розгу). Перед рассветом говорят, можно увидеть как светятся-горят очарованы деньги и скрытые сокровища, а дух-Ладо и другие духи дома советуются перед “дорогой”, потому рассвете они улетят на небо вместе с дымом сожженного Дидуха. тесно связаны с такими представлениями были новогодние щедрування-пожелания и гадания-колдовство. В ходе последних люди желали видеть свою судьбу в Новом году и “запрограммировать” счастье, изобилие и здоровье. В частности, думали за тенями, на фасоли или маковые. Колдовали на богатство (наложив гору пирогов на столе) и то, чтобы печь хорошо грела, варила и пекла. Проводили очистительные обряды, когда около 24 часа ночи, “накравшы” у соседей соломы, палок, досок раскладывали на улице или конце села костер и прыгали через него. Встретив Новый год, после полуночи хозяин собирает розтрушене по полу сено и солому и связывает в три вязки. Одну кладут в сарае, а две другие — в саду (в некоторых регионах выносят на общее костер на улицу). К очага, разложенного с третьей вязки в саду, выносят также мусор после первого (от Святой вечера) пидметення дома. Зажигали костры рассвете и пытались чтобы дым от него обкурив дерева. С дымом на небо улетал, считали и Щедрый бог. Одновременно хозяин обходил сад и трижды “Угрожал” срубить яблоню или вишню в случае незначительного урожая: “Как не будет у тебя столько яблок, как на небе звезд, то срублю! ” После этого сеном и соломой со второй вязки обвязывали фруктовые деревья. Всего в новогоднюю ночь следовало спать. Люди прежде всего пытались произнести свои молитвы-пожелания к Богу, потому что считали, что в настоящее время “отверстий” небеса и их голос услышат на Небе. А с другой стороны, следовало принимать защитных обрядов, чтобы обезвредить влияние злых сил, которые особенно активизируются под Новый год. Сразу после полуночи многие выходило на улицу слушать как Новый год борется со Старым и в конце концов прогоняет последнего, а за ним и все беды и несчастья. А в некоторых западных регионах Украины соседи забавляются тем, что “воруют” какую-то живность или инвентарь, а потом за нее требуют у хозяина магарыч. 14.01 отмечался Новый год (т.н. “старый” или церковный). Христиане в этот день чествовали наименование Христа именем Иисус (что следовало делать на 8 день от рождения ребенка) и Св. Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV в.), которого считали покровителем земледелия. Поэтому основной обряды этого дня было засевания домов украинских хлебом с соответствующими примовляннямы. С самого утра ребята (девушки засевать не ходили) набирали в перчатки и карманы зерна (рожь, пшеницу, овес) и, дождавшись окончания утренней церковной службы, начинали засевать. Сначала собственный дом, затем в крестных родителей, родственников, знакомых и соседей: “Ой роды, Боже, жито — пшеницу, всякую пашницю! Добрый день! Будьте здоровы. С Новым годом и Василием! … На счастье, на здоровье, на Новый год! “. Хозяин щедро вознаграждал (особенно первых) засевальников гостинцами и деньгами. Ходили иногда и целые ватаги с козой и вертепом. Следовало также в этот день поздравлять Васильев. А, в общем, этот праздник проводили благоговейно церковным или домашними молитвами. Богослужения в церкви 14.01 были посвящены праздникам обрезание и наименование Господня. Первое из них было священнодействием еще ветхозаветной церкви и представляло собой прообраз позднего таинства крещения. Проводилось оно на восьмой день после рождения мальчика. Свято наименование новорожденного Богомладенца именем Иисус был связан с законом, согласно которому на восьмой день после рождения ребенка ей давали имя. Само имя Иисуса Христа было возвещено Пресвятой Богородицы Архангелом Гавриилом еще до рождения Сына Божьего. Также в день “старого” Нового года Церковь отмечает память Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Воспитывался в благочестивой семье своей бабушкой Св. Мокриной. После обучения в Афинах принял святое крещение в Иерусалиме. Впоследствии вернулся в Кесарию, где 362 г. принял сан диакона, а позже был рукоположен в пресвитеры. После смерти Евсевия Кесарийского Василия Великого избрали архипастырем Кесарии. Написал немало церковных молитв и душеспасительного книг. За свои духовные подвиги получил дар исцеления и молитвой вылечил многих тяжелобольных. Заботился о бедных и немощных, которым устроил специальный приют — назван Василиадою. Сам же надевал скромную одежду и употреблял только хлеб, соль и воду. Умер Василий Великий 1 января (старый стиль) 379 г. на 50-м году жизни. По преданию, нетленные мощи Василия Великого было перевезено в Рим в Италию. Люди считали, что на Новый год в дом приходит Судьба человека и поселяется в какой-то животному или вещи, а потому внимательно следили, чтобы “злой” не помешал этой Судьбы. Поэтому и щедро выкупали то, что “пропало” и ничего никому не давали или занимали (кроме вертепа и посевальщик). Все пытались быть радостными, веселыми и добродушными. Избегали на новогодние праздники ссор и пытались помириться со всеми соседями — ведь, как встретишь Новый год, так и проживешь!

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.