Категория: Religij

КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

 


Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до «новой эры», носамое удивительное, что «официальные» даты (25 декабря и 7 января) тожеверны! Как это может быть? Оказывается, может!

В главе о Крещении Руси я отмечал, что первая на крещенной земле
церковь в Киеве (Успения Богородицы) была освящена в 996 году, и что на
самом деле это был год тысячелетия от Рождества Христова. И ссылался на
свою книгу «Астро-Библос».
Однако, как теперь ясно, эту книгу мало кто из не астрологов прочитает
до конца, настолько «густо» она наполнена астрологией, как и первая моя
брошюра по этой теме «Зороастризм и христианство», опубликованная еще в
начале 1996 года..
Поэтому я решил все же изложить здесь суть своих исследований по
возможности с минимумом астрологических ссылок. Это тем более возможно,
что сама действительная дата Р.Х. установлена, как вы убедитесь, вообще
без помощи астрологии, почти традиционными для исторических исследований
методами. Впервые результаты этой работы были кратко опубликованы в
Рижской газете «СМ сегодня» 21 сентября 1995 года, — ровно за год до
2000-летия Рождества Христова, а у нас в России первой опубликовала их
петербургская газета «Реквием» в ноябре того же года; затем небольшая
статья была опубликована в журнале «Наука и религия» N 12 за 1995 год.
Затем на протяжении 1996 года я неоднократно посылал свои материалы во
многие и многие наши газеты и журналы, — везде отказывались их печатать,
ссылаясь в основном «на злобу дня». Только в «Московских новостях»
В.В.Шевелев принял их, как раз к 2000-летию, но, как говорят газетчики,
«материал вылетел с полосы» в последний момент. Все это я рассказываю для
того читателя, который может спросить сразу, — а чего же, мол, автор
молчал в 1996 году? Как видите, не молчал. И теперь вот пишу.
Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до
нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том,
что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали
дни рождения.
Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если
бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также
издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года,
определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень
заколосится». Говорят, что Омар Хайям, занимаясь иудейским календарем,
воскликнул однажды, что евреи заслуживают проклятия хотя бы из-за одного
своего календаря. Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев
признаком «язычества» и могло практиковаться только в среде отступников от
веры отцов, в близких и дружественных Риму кругах.
Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре
года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н.э., и в
правление которого родился в Вифлееме младенец Иешуа, Иисус Христос. Если
бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то
он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день
праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи
не любили Ирода), сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма. Евангелие
Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского
храма в Иерусалиме (20-й год до н.э.)
являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет. Мы еще
вернемся к этому, а пока напомним, как возникла «официальная» дата
Рождества Христова, — ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н.э. (в
православии с 1918г. — 7 января 1-го года н.э.)
Церковь и Рождество Христово.
Как была установлена дата Р.Х.?
До семидесятых годов 1-го века н.э. подавляющее большинство христиан
составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя просто не
поднимался. Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и
рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки
тысяч христиан, по странам Средиземноморья, — после этого начался
значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет
новообращенных «язычников», для которых этот вопрос был привычен, а
принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н.э. юлианский
календарь позволял отмечать любой день рождения ежегодно в один и тот же
срок, — почти так, как мы отмечаем свои дни рождения теперь. В 1/2 веке
н.э. иудео-христианство, тесно связанное с соблюдением законов Моисея,
было отвергнуто новым христианским большинством, хотя для обращенных ко
Христу «язычников» еще апостолом Петром были введены по откровению свыше
значительные послабления и затем апостольский Иерусалимский собор
подтвердил его нововведения, — это было примерно в 50-м году н.э. Ко
второму-третьему векам и относятся первые известные нам попытки установить
дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских
праздников.
Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии
дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником
возрождающегося Солнца, с зимним солнцестоянием, которое отмечалось в
Египте в те времена 6 января (по юлианову календарю), хотя астрономически
это было уже давно неточно, — на самом деле зимнее солнцестояние следовало
отмечать двумя неделями раньше.
Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от
древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января,
— например, Армянская автокефальная Церковь. Привязка даты Р.Х. к
солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с
древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во
Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой
день начинает прибывать, — Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в
мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской Церкви.
К.Фламарион в своей «Истории неба» писал (по другому поводу, не в связи с
рассматриваемым вопросом), что в древнеегипетской традиции Солнце
весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце — в
образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а
Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы
Александрийской церкви конечно же знали древнеегипетские верования и
традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова.
В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря,
сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника.
Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, — солнечного бога
древних персов-зороастрийцев, — культ которого был издавна воспринят
римлянами. В 337г н.э. Папа римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря
как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством
Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов
Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на
солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью «In hoc signo
vinces» («Сим победиши»). Еще отец Константина Великого император галлов
Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии
провозгласил христианство государственной религией Римской империи.
Соединение «языческого» праздника Солнца с Рождеством Христовым было,
очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот
любимый народом «языческий» праздник был непобедим иначе никакими
увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала,
что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25
декабря была установлена по праву самой Церкви. Летом 1996 года в одном из
своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй подтвердил, что
историческая дата Рождества Христова не известна, и что в действительности
Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры, «официального»
Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от «новой
эры»)
установилось еще позже принятия даты 25 декабря, в шестом веке по
нынешнему счету, а до этого счет шел от основания Рима, от 22 апреля 754
года до н.э. В 1997 году 22 апреля в Риме отмечали 2750 лет от
легендарного основания великого города. Иной читатель спросит, как же так,
ведь 1997 плюс 754 получается 2751 ?
Дело в том, что после 1-го года до н.э. идет 1-й год н.э., а «нулевого»
года нет, поэтому, например, если Иисус Христос родился в 5г.до н.э., то в

1г.н.э.

Ему исполнилось не шесть, а пять лет, а 33 года Ему исполнилось в
29г.н.э.,- но к этому мы еще вернемся. А в 1278 году от основания Рима
Папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы монаху Дионисию
Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен, кстати,
скифу по происхождению.
Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал
25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества
Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление, от
Рождества Христова, — и шел тогда, получалось, 525-й год от Р.Х., а
точнее- от 1 января 754 года по старому счету, от 1 года новой эры по
новому счету. Но еще сотни лет после этого многие в Европе придерживались
римского счета лет, и только в Х1V веке окончательно почти по всей
христианской Европе установилось новое летоисчисление… Некоторые
исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков
правления Римских императоров просто «проглядел» четыре года из правления
императора Августа; другие полагают, что он в своей работе
руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством
составления пасхальных таблиц, — ведь именно такая задача была поставлена
перед ним. Так или иначе, но такова, вкратце, история установления
принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году,
после принятия в советской России григорианского календаря, православная
Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные
праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово
празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января. Но не эти детали,
хотя бы и существенные, являются предметом нашего рассмотрения.
В каком году родился Иисус Христос?
Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он
ранней весной 4г.до н.э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года
(750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны все
современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р.Х. также
довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических
Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это
«в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат
начальствовал в Иудее...»(Лк.3:1).
Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь,- таково его полное имя,-
родился в 712г. от основания Рима (42г.до н.э.), был объявлен соправителем
императора Августа в 765г.(12г.н.э.), а единодержцем стал в
767г.(14г.н.э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на
27г.н.э., во втором — на 29 г.н.э.
Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был
лет тридцати.»(Лк.3:23). Вероятно евангелист Лука считал началом правления
Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после
смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая
глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом
Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление
Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в
27г.н.э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями
в храме: «Иисус сказал им в ответ:
разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему
иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его
?» (Ин.2:19,20).
Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен
первосвященниками в 20г.до н.э., а затем постоянно достраивался и
улучшался, — следовательно, 46 лет его строительства, — это 27г.н.э. Как
видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления
Тиберия 12г.н.э. и началом служения Иисуса 27г.н.э. Теперь мы почти готовы
установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая
слова Луки «был лет тридцати». Очевидно, более тридцати, так как иначе
опять мы выходим за верхнюю границу, за 4г.до н.э. Если в 27г.н.э.
Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения — 5г.до н.э., если 32
года, то получим 6г.до н.э., если 33 года исполнялось Ему в 27году, то год
Рождества Христова получается 7-й до н.э. Большинство исследователей
считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса
Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в
четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как
наиболее вероятный.
Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие
Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около
пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия,
относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем
Иерусалима: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и
возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и
Ты видел Авраама?» (Ин, 8-57). Чтобы правильно понять эти строки, надо
вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда
при первом посещении Иерусалима (в 27г.), иудеи говорят, что храму сорок
шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не
Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия, в храме, в
последний день праздника Кущей,- теперь, если следовать хронологии
Евангелия, в 29г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на
этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают
Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов,- и при
этом смеет учить их. Эта «линия храма» в Евангелии Иоанна позволяет, как
видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма,-
вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком
«дне Своем» говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в
29г.,- но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.
Вифлеемская звезда.
Еще одно указание на время Рождества Христова — это рассказ о
Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни
исследований, поэтому приведем его здесь:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли
в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский?
Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это,
Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех
первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно
родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от
них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал:
пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се,
звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла
и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они
возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с
Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои,
принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Мф.2:1-11).
Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием
природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.)
предполагали, что это была «хвостатая звезда», то есть комета, и эта
гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в
наши годы,- в связи с появлением весной 1997г. кометы Хейла-Боппа. Что
касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею
хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех
тысяч лет назад,- так показывают современные астрономические расчеты,- а
вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через
2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме
того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность
Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим
евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет,
называя их «хвостатыми звездами», или «подобными копью»,- так или иначе
всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например,
«Повесть временных лет»
(СПб,1996) с комментариями академика Д.С.Лихачева, чтобы убедиться в
этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем
другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах.
Но что же это была за звезда?
В октябре 1604г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера,
Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой
звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во
времена Рождества Христова.
Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен
Юпитер называли «звездой королей», а Сатурн считали «иудейской звездой»,-
планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна
могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя
Иудейского,- тем более, что, по преданиям востока, такое соединение
Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не
только иудеями, но и многими народами величайшим пророком. Соединения
Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно,
в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку
именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось
тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера
поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты
показывают, что в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не
ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак не могло выделяться в
небесах своей яркостью, хотя, конечно, волхвы-зведочеты могли воспринять
это как предвестие будущего рождения Царя Иудейского. Ну а вспыхивала ли в
те годы в небесах Новая или Сверхновая звезда?
Астрономы знают, что яркие новые звезды, раз или два в сотни лет
вспыхивающие на небе, после нескольких дней или месяцев своего сияния или
полностью исчезают, оставляя лишь постепенно увеличивающую свои размеры
туманность (такова Крабовидная туманность, оставшаяся на месте вспыхнувшей
однажды звезды), или после сброса необыкновенной яркости становятся
маленькими звездочками, малой звездной величины. Первые называются
Сверхновыми, вторые — Новыми звездами. Из Евангелия Луки можно
предположить, что волхвы-маги видели на востоке Новую звезду. Еще до
И.Кеплера другой великий астроном, математик и изобретатель, итальянец
Иероним Кардан выдвинул именно такое предположение. И действительно, в
конце концов, уже ближе к нашему веку, в китайских, а затем корейских
древних летописях- хрониках были найдены астрономические записи,
относящиеся по современному счету к 5г.до н.э., и свидетельствующие о
вспышке Новой звезды, о том, что она ярко сияла весной того года в течение
семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом. На
эти летописи ссылались некоторые исследователи еще в начале нашего века,
однако только в 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и
Ф.Стефенсон предприняли серьезное их исследование. Им пришлось столкнуться
с немалыми трудностями, потому что необходимо было установить и привести в
соответствие с европейской систему деления неба на созвездия, выявить
древнюю классификацию небесных объектов для отличия вспышек Новых от
наблюдения комет, перевести восточные календарные даты на современную
шкалу. Все это сделали английские астрономы. Они до 1977г.
провели анализ этих китайских и корейских астрономических хроник за
период с 10г.до н.э. по 13г.н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с
наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5г.до
н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты.
В пересчете на 1950г. это был бы 3-й градус зодиакального знака Водолея, а
в 5г.до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась примерно в 7-м градусе
зодиакального знака Козерога.

 

 

Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.